Не секрет, что самыми любимыми становятся дети трудные, проблемные. Любимыми пейзажами – родные просторы. Любимая работа для многих – это приносящее доход увлечение, хобби. А я сегодня открыл для себя любимых экскурсантов. И это не те, кто внимательно слушает, а те, для которых само решение посетить «Столбы» является самым настоящим человеческим подвигом.
В официальных медицинских документах их толерантно и сухо называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Для меня же открытием стало их неограниченное стремление жить. Жить, познавая, удивляясь, преодолевая, достигая, любуясь окружающим миром и общаясь с ним.
Когда я шел на встречу с подопечными пансионата «Ветеран», то, конечно, понимал, что это будут люди более чем пожилые. Для которых, в силу возраста, придется ограничиться посещением Первого Столба и его окрестностей.Но как только мы стали подниматься по ведущей к скале 300-метровой лестнице, у меня сразу же екнуло в душе – а не увожу ли я их на маршрут невозможного?! Они все были на костылях или с палочками, и очевидно было, что каждый шаг дается им с невероятным трудом. А ведь им предстояло набрать высоту более чем 90 метров! Тех самых метров, которые и для меня иной раз являются решающими – поднимусь, преодолею – значит, экскурсия состоится…
День случился будний, но он пришелся на самый разгар бабьего лета. Золотая хвоя лиственниц и осеннее многоцветие листвы берез и осин еще не были сбиты непогодой, воздух прозрачен и свеж настолько, что его можно было бы назвать «родниковым». Поэтому не удивительно, что по количеству посетителей «Столбов» казалось, что идет выходной день. И многие из наших гостей 19 сентября с утра могли увидеть необычную картину: по непростому даже для них подъему упорно, хромая, покачиваясь, оступаясь и припадая то на костыли, то на перила лестницы, движется группа глубоко пожилых покорителей пространства и собственной судьбы. А между ними курсирует тоже уже не совсем молодой, но зато ни на минуту не умолкающий автор этих строк.
А как я еще мог бы им помочь в этом преодолении?! Только так, отвлекая говорением от «тягот и лишений». И в движении, и на каждом из «привалов», где наши восходители присаживались отдышаться на скамеечки, я раскрывал им историю «Столбов».Начиная с дикого, неведомого и далекого от Красноярска скального урочища, через драматичные перипетии прошлого заповедного периода и до комфортного, безопасного, познавательного и доступного для всех настоящего народного красноярского национального парка. Напомнил им о явлении столбизма со всеми его великими и иногда смущенными гранями. О животных: тех, общение с которыми всем гарантировано, и тех, после встречи с которыми… гарантии давать сложно.
Но это было только начало. Когда мы подошли к Первому Столбу, меня ожидало еще одно душевное потрясение. Сопровождающая наших «особых гостей» сотрудница пансионата Марина Анатольевна «негодовала» на «старейшего из мужчин» 92-летнего подопечного, который без разрешения увел опирающуюся на ходунки даму к скале Перья (видимо, показать, что он когда-то играючи их покорял). Оказывается, у моих экскурсантов на всех десять человек едва ли не десять собственных ног, коленок, локтей, кистей, голеностопов! Кто-то еще два месяца назад лежал с переломами рук и ног, а одна, пожалуй, самая бодрая наша героиня вообще не имеет обеих ног и одной руки. Да и вторая ее рука, скажем так, повреждена.
И вот я, еще вчера кому-то жаловавшийся на свои «возрастные недуги», начинаю понимать, что здесь и сейчас должен провести свою лучшую экскурсию. Сейчас или никогда!И я рассказал особым гостям о главной нашей достопримечательности – скалах. Величественных останцах, которые являются не только объектом сохранения, но и поклонения, источником вдохновения художников и поэтов, местом взросления красноярских мальчишек и девчонок, силой притяжения миллионов и источником здоровья и мудрости для тех, кто в «Столбы» влюблен.
И, конечно же, о скрыто и явно отображенных в сиените образах, подаривших скалам их имена, о бесчисленных ведущих к вершинам ходах, лазах, переходах, «хитрушках». И о свободном, чистом лазании, без использования средств страховки – как об эталоне высочайшего мастерства, опыта и здравого смысла, всего того, что позволяет столбистам проходить каждому по своей грани между возможным и недопустимым.
Я рассказывал, показывал, задавал нашим гостям вопросы, делился с ними своими наблюдениями из жизни Столбов и слушал их истории. Более того, как-то позабыв, а скорее всего более не замечая их увечий на фоне живого интереса и искренней радости от пребывания здесь и сейчас, я повел гостей в свой один из самых сокровенных уголков на «Столбах».Туда, где не так далеко от торных троп притаилась старинная, крохотная и, видимо, так и состоявшаяся каменоломня. Огромный расколотый человеком камень, крест намеченного разлома, отображенный рядами насеченных отверстий, несколько грубо обработанных, но так и не вывезенных сиенитовых блоков. Гости притихли, рассматривая эти почти уже древние свидетельства былого «Столбов». А я не мог не обратить их внимания на то, как природа заживляет даже такие, казалось бы, вечные свои раны, затягивает лишайником, покрывает слоем мха и опадом хвои и листвы, скрывая от навязчивого внимания случайного посетителя густым кустарником и высокотравьем.
А, уже прощаясь, я от имени работников нацпарка немного пожурил вернувшуюся-таки от Перьев парочку, ту самую, у которых «на двоих три палочки», за то, что они чуть ли не создали у нас чрезвычайную ситуацию. А после того, как пожурил, шепнул вернувшейся с поиска расстроенной сотруднице пансионата: «Не ругайте их! У них сегодня великий день. Они, немощные, еле передвигающиеся, попав на «Столбы», были исцелены великой силой Природы! Пусть и не на века, как тот расколотый сиенитовый останец, но хотя бы на один сегодняшний день. День, который, несмотря на то, что еще долго будет болеть тело, возможно, станет для них самым счастливым за многие прошедшие и на все оставшиеся годы. Ведь они это сделали: они дошли до Перьев!»
Кстати, эта экскурсия состоялась, благодаря проекту «100 экскурсий к 100-летию нацпарка», который в 2025 году реализуется на «Красноярских Столбах» при поддержке Фонда Мельниченко.